А я уже успела посметь
Сегодня в библиотеке был короткий день, поэтому с утра я пошла на давно замеченную выставку в Доме встреч с историей - "Цвета руин". Это выставка фотографий Варшавы и (в меньшем количестве) других городов Польши, сделанных американским архитектором Генри Коббом в 1947 году. Эти фотографии делает предметом интереса и поводом для специальной выставки то, что в основном дошедшие до нас фото-свидетельства послевоенной эпохи - черно-белые, а тут есть несколько десятков цветных слайдов. И про многие снимки уточняется, что буквально через пару недель после того, как это было снято, кирпичи разобрали, обнесли это место забором и построили там — что-нибудь, например, какое-нибудь соцреалистическое творение, и по сей день там стоящее.
Оказалось, что самую интересную (для меня) часть экспозиции они выставили как завлекаловку в ближайший сквер - откуда и я узнала об этой выставке. Там фотографии 1947 года сопоставлялись с довоенными изображениями тех же мест и с современной аэрофотосъемкой, что существенно помогает расположить предлагаемый материал на карте города в голове. В экспозиции были только фотографии ("только" — в смысле, без сопоставлений), некоторые повторяющие выставленные на улицу и еще другие - много про Вроцлав и Щецин, которые, как в целом "вновь обретенные земли" были разрушены сопоставимо с Варшавой (в отличие остальной части Польши; вся статистика была наглядно приведена). Также были представлены макеты проектов того, что предлагали построить в каких-нибудь местах, например, там, где в конце концов построили Дворец культуры и науки. В том числе такое предлагали, чего вообще-то по тем временам еще технология не позволяла...
К слову скажу, что на днях, листая какую-то газету за 1971 год, я наткнулась на следы дискуссии о том, как восстанавливать варшавский Замок. Что-то, о чем сейчас уже не задумываешься, когда вот он, стоит, и будто бы такой, как и был. Однако - что значит, "как и был"? И это в той статье обсуждали: замок ведь строился и перестраивался в течение столетий. В каком историческом виде его восстанавливать, если восстанавливать? Может быть, тот вид, какой у него был перед пожаром в 1939 году - это вовсе не лучший вариант, кому-то кажущийся само собой разумеющимся только потому, что еще живы люди, помнящие его именно таким? Теперь мне стало интересно, в каком историческом виде его все-таки восстановили. Кроме того, там высказывались идеи, что, может быть, не надо его восстанавливать - а построить нечто современное, из стекла и бетона, и инкрустировать его элементами развалин? Чтобы аутентика не терялась среди "подделки", а сразу бросалась в глаза.
Сейчас группам школьников, приходящим в замок, экскурсоводы рассказывают: а сейчас я научу вас отличать оригинальные элементы декора от воспроизведенных...
В Доме встреч с историей еще порылась в их книжном магазине. Более всего мое внимание привлекли пару штук.
Во-первых, "азбука демократии", где доступно для младшего и среднего школьного возраста рассказывается о том, как работает демократия - как функционируют разные представительские органы самоуправления. Нанизано все на связный сюжет про двух детишек, начинающийся с того, что они в парке слишком часто вступали в следы собачьей жизнедеятельности и подумали, что хорошо было бы, если бы кто-нибудь из телевизора попросил хозяев собак убирать за своими питомцами... Ну, вы уже знаете, что я первым делом лезу в детские книжки.
Во-вторых, очень хорошая подборка польских и русских взаимных карикатур. Очень хорошая именно как подборка: начиная еще с 19 века, авторы представили пары карикатур на сходные исторические сюжеты с потрясающе напоминающей друг друга образностью. Здорово, по-моему, когда публике напоминают, что чьи-либо крики "Враги, кругом враги!" не выделяют кричащего из всех остальных, а наоборот, уподобляют, ведь несмотря на все дискурсивные стратегии противопоставления, сами дискурсивные стратегии такие одинаковые....
А потом я ела налистники со шпинатом в ранее не разведанной кафешке на входе в БУВ, где вместо сидений - гамаки возле столов. Оказалось, что кофе пить в гамаке очень даже можно, а вот пилить еду уже куда сложнее...
Оказалось, что самую интересную (для меня) часть экспозиции они выставили как завлекаловку в ближайший сквер - откуда и я узнала об этой выставке. Там фотографии 1947 года сопоставлялись с довоенными изображениями тех же мест и с современной аэрофотосъемкой, что существенно помогает расположить предлагаемый материал на карте города в голове. В экспозиции были только фотографии ("только" — в смысле, без сопоставлений), некоторые повторяющие выставленные на улицу и еще другие - много про Вроцлав и Щецин, которые, как в целом "вновь обретенные земли" были разрушены сопоставимо с Варшавой (в отличие остальной части Польши; вся статистика была наглядно приведена). Также были представлены макеты проектов того, что предлагали построить в каких-нибудь местах, например, там, где в конце концов построили Дворец культуры и науки. В том числе такое предлагали, чего вообще-то по тем временам еще технология не позволяла...
К слову скажу, что на днях, листая какую-то газету за 1971 год, я наткнулась на следы дискуссии о том, как восстанавливать варшавский Замок. Что-то, о чем сейчас уже не задумываешься, когда вот он, стоит, и будто бы такой, как и был. Однако - что значит, "как и был"? И это в той статье обсуждали: замок ведь строился и перестраивался в течение столетий. В каком историческом виде его восстанавливать, если восстанавливать? Может быть, тот вид, какой у него был перед пожаром в 1939 году - это вовсе не лучший вариант, кому-то кажущийся само собой разумеющимся только потому, что еще живы люди, помнящие его именно таким? Теперь мне стало интересно, в каком историческом виде его все-таки восстановили. Кроме того, там высказывались идеи, что, может быть, не надо его восстанавливать - а построить нечто современное, из стекла и бетона, и инкрустировать его элементами развалин? Чтобы аутентика не терялась среди "подделки", а сразу бросалась в глаза.
Сейчас группам школьников, приходящим в замок, экскурсоводы рассказывают: а сейчас я научу вас отличать оригинальные элементы декора от воспроизведенных...
В Доме встреч с историей еще порылась в их книжном магазине. Более всего мое внимание привлекли пару штук.
Во-первых, "азбука демократии", где доступно для младшего и среднего школьного возраста рассказывается о том, как работает демократия - как функционируют разные представительские органы самоуправления. Нанизано все на связный сюжет про двух детишек, начинающийся с того, что они в парке слишком часто вступали в следы собачьей жизнедеятельности и подумали, что хорошо было бы, если бы кто-нибудь из телевизора попросил хозяев собак убирать за своими питомцами... Ну, вы уже знаете, что я первым делом лезу в детские книжки.
Во-вторых, очень хорошая подборка польских и русских взаимных карикатур. Очень хорошая именно как подборка: начиная еще с 19 века, авторы представили пары карикатур на сходные исторические сюжеты с потрясающе напоминающей друг друга образностью. Здорово, по-моему, когда публике напоминают, что чьи-либо крики "Враги, кругом враги!" не выделяют кричащего из всех остальных, а наоборот, уподобляют, ведь несмотря на все дискурсивные стратегии противопоставления, сами дискурсивные стратегии такие одинаковые....
А потом я ела налистники со шпинатом в ранее не разведанной кафешке на входе в БУВ, где вместо сидений - гамаки возле столов. Оказалось, что кофе пить в гамаке очень даже можно, а вот пилить еду уже куда сложнее...