Однажды долгожданное будущее наступило, и какая-то группа ученых в результате долгих лет работы нашла вакцину не то от рака, не то от лейкемии. Еще несколько лет спустя другая группа ученых в следствие многочисленных экспериментов сумела модифицировать риновирус таким образом, что он стал эффективной защитой человеческого организма от гриппа, преимуществом вирусной основы также было и легкое распространение. Еще позже спасение от гриппа выпустили в массы во благо человечества, потом вирус достиг людей, предварительно выздоровевших от той первой напасти, мутировал, и стал воистину универсальной поддержкой и защитой для человеческой тушки. В результате люди стати очень живучими - гораздо живучее своей человечности, и после того, как кто-то умер, нужно "как следует прицелиться в голову, выстрелить и не прекращать стрелять, пока оно не перестанет двигаться".
Такова версия будущего от Миры Грант, предложенная в романе Feed (толком и не переведешь, поскольку это и feed в таком значении как rss-feed, например, ну и кормежка тоже, несомненно). Люблю жанры-перевертыши: когда о драконах, или вот о зомби, как в данном случае, то есть о традиционных скорее для фэнтэзи и мистики темах, рассказывают в строгой научно-фантастической риторике. Как раз на таких примерах и понимаешь, что жанры различает вовсе не тематика ("фэнтези - это про средневековье и всяких мифических существ, а сай-фай - о технологиях и звездолетах"), а скорее логика художественного мира. Большинство знакомого мне (хорошего) фэнтези куда более дуалистично, а (хорошая, опять же) научная фантастика скорее интересуется сложной природой человека и человеческого общества.
Сколько бы у меня ни было претензий к автору на тему недостающей сюжетной динамики, многословия и не совсем оправданной концепции имплицитного читателя (ну не может рассказчик из условного будущего думать об окружающем быте так, словно объясняет человеку из другой эпохи - нашему современнику), это абсолютно потрясающий слепок пост-апокалиптического человечества с его страхами и надеждами. Они называют зомби - тех, у кого мутировавший вирус перешел в активное состояние, - "инфицированными", чтобы отгородиться от того факта, что инфицированы - все, что в каждом теле есть тот же вирус, готовый в любую минуту проснуться, уничтожить личность обитателя и направить тушку поедать и инфицировать всех, кого ты любил.
Это очень важно у Миры Грант, по-моему, что речь идет не о войне с потусторонними пришельцами, от которых пострадавшие люди могут оградить себя, истребить, победить... речь идет о затаившемся и ни на секунду не отступающем внутреннем враге, и никакая тысяча проверок всех входящих в безопасное место не спасет от того, что кто-нибудь внутри анклава тихо умрет от старости, восстанет благодаря вирусу, и все начнется снова. Красочная экстернализация самой идеи жизни против смерти и сопутствующего "вечного" сюжета.
Кроме того, наблюдая за этим сражающимся за остатки нормальности обществом, нельзя не выйти на еще один жанровый код - антиутопии, с одной стороны, рассказывающей о том, как необратимый вред самой сущности человеческого наносится собственными руками и во имя всеобщего блага, а с другой стороны - это уже совершенно современный уровень антиутопий, в отличии от предшественников в жанре начала ХХ века - о том, как при перемене столь многого меняется столь мало, и не меняется что-то столь ключевое для понятия человеческого, как все добродетели и пороки, погоня за правдой и поиски того, за что стоит жить и умирать. За такое я прощаю авторам многое (но не все, вспоминая мою рецепцию "Возможности острова" Уэльбека), и сюжетные дырки, и недостаток динамики, и отсутствие сложных характеров и/или многосторонних мотиваций действий героев... Да, и еще с темой блогосферы и письма против смерти (выживание человечества оказывается возможным благодаря тому, что блоггеры стали делиться удачными и неудачными попытками противостоять зомби; стена последних записей, и т.п.) вышло впечатляюще.
читать дальше