16:28 

Darya
А я уже успела посметь
Прогулка по Москве действительно получилась неплохая, и выбор времени этому содействовал: с одной стороны, 3-4 января - это то время, когда я уже, как правило, могу терпеть людей на фоне вокруг-новогодней истерии, с другой стороны, можно предположить, что наиболее неадекватные пребывают какой-то там день в запое, а не бродят по улицам. К тому же, не имея опасений заблудиться (гугл-мэпс в телефоне) я могла выбирать, куда идти, руководствуясь, например, соображениями относительно того, в каком направлении более удачный тротуар для везения чемодана.
Словом, хорошо, что я оказалась в Москве по дороге туда, и хорошо, что я не окажусь там по дороге обратно.
Надо записать везде на видных местах большими буквами и больше никогда так не делать, если я через сколько-нибудь лет снова соберусь ехать в Казань. Все-таки Казанский вокзал в Москве и путешествие поездом - это чуть более близкое единение с народом, чем я готова переносить без вопросов "зачем я это делаю".

Но пытаюсь оправдать неудобства интересными культурологическими наблюдениями, на которые иначе бы не имела шанса. Интересно, конечно, разбираться, что люди думают и как себя видят в мире. Я, кажется, все еще не готова обсуждать вопросы национальной и конфессиональной идентичности кроме как в псевдо-академических текстах, но понаблюдать за другими и чуть-чуть попровоцировать на некоторые категоричные признания (если, конечно, речь идет о попутчиках в поезде, которых я после таких бесед никогда в жизни не увижу), может быть вполне забавно.
А ехали со мной такие люди: молодая казанская семья с 4-летней девочкой и еще один человек из Казани, который уже много лет живет в Москве, который нашел в эти упомянутых попутчиках удивительно родственные души. Интересно, например, что когда жена из той семьи заметила какие-то сходные элементы в судьбе мужа и попутчика, она начала их перечисление с того, что "и ты, и ты - татарин..." После некоторой банки пива за знакомства они посетовали, что они уже вовсе обрусевшие и не разговаривают с детьми по-татарски. Судя по пересказам того москвича, с его дочерью в семье происходит что-то похожее на то, что я могла увидеть в общении этой семьи: они говорят на хорошем русском (кроме, конечно, абсолютного хаоса с "одеть"-"надеть", но это не их неграмотность, а повальная неграмотность всех тех, кто вокруг них говорит по-русски), но сохранили последний кусочек национальной традиции: обращаются друг к другу по-татарски - не в смысле имен, которые, естественно, татарские, а в смысле "мама", "папа", "дочка", хотя как эти слова вбирают в себя русские суффиксы (видно, потому что оно не звучит относящимся к женскому роду без такового, или еще почему), можно обсуждать отдельно.
Еще одна интересная позиция - "Хотя и я татарин, но люблю и водку, и сало". Хочется поразмышлять, на каких презумпциях она основана, от каких отталкивается. С одной стороны, речь идет о каком-то пересмотре и расширении границ национального образа (условно говоря, такое и такое поведение не мешает мне быть представителем народа). С другой стороны, под этим всем необходимо заметить изначальное отождествление национального образа с религиозной нормой. (И тут со мной случился инсайт, но это совсем другая история.)
А другая интересная позиция, которая была высказана в результате некоторых моих провокаций и после еще скольких-то стаканов пива, состоит в том, что эти ребята отказывают идентичности "российский" в какой-то зонтичности и скорее отождествляют "российское" с "русским", противопоставляя не только второму понятию, но и первому маркеры татарской традиции (как мы уже установили выше, приравниваемой к мусульманской, и как это звучало и в этом случае: "это имена не российские, а мусульманские").
Преимущество качественного подхода над количественным, несомненно, в том, что я не обязана доказывать, что описанным образом об идентичности думают многие люди, мне достаточно того, что такие мнения имеют место быть, а дальше - посмотрим, ну или не посмотрим, потому что где еще мне удастся пересечься с рэндомно выделенными словоохотливыми и не имеющими лучших занятий на этот период времени людьми.

А Казанский вокзал (в Москве) - такой Казанский вокзал... Если уж говорить о разнообразных столкновениях с "другими", то поделюсь таким впечатлением.
Конечно, там было огромное количество совершенно приличных людей, чья внешность позволяет их идентифицировать как представителей совершенно разных этносов - и русских, и россиян из разных регионов, и жителей бывших советских республик. Но также там можно пронаблюдать небольшое количество, но очень уж бросающихся в глаза, диких людей, чья внешность требует разместить их в какой-то из двух последних вышеупомянутых категорий. Понятно, какие выводы можно сделать, вооружившись качественным европоцентристским дискурсивным аппаратом... Но, если абстрагироваться от этого погружения, думаю, наиболее вероятно, что у диких людей с хабитусом из первой категории просто нет поводов пользоваться именно Казанским вокзалом в Москве. И, к счастью, с ними я за эту прогулку по Москве никоим образом не пересеклась.

Думаю, что эту серию постов можно было бы снабдить биркой из двух риторических вопросов: Чем я не ориенталист? Чем я не ориентал? Но как-то слишком уж долго для дайревских тэгов

@темы: Celebrate diversity

URL
Комментарии
2012-01-04 в 20:54 

reflection-ati
Интересно было бы узнать о произошедшем инсайте.

Ну и возникает логичная мысль о том, что хотя эти наблюдения по поводу идентичности, своего, чужого и другого вдохновлялись какими-то литературоведческими изысканиями, нынешние поиски ответов уже находятся в другой сфере, наверное, антропологии, и хочется, чтобы они тоже были оформлены и предъявлены соответствующему читателю.

2012-01-05 в 13:08 

Тут ще один момент є (згадуючи свої мандрівки у краї трошки більш далекі, але цілком на Татарстан схожі - у Башкірію) - суттєва різниця між містом й селом. Як не крути, а все це "розмиття" національних й релігійних норм в місті йде набагато швидше й, думаю, конктраст між поїздкою з Москви до Казані буде меншим ніж коли їхати від Казані у яке-небудь глухе село.
Проте, історія типу "хотя и я татарин, но люблю и водку, и сало" пам"ятається мені з тих поїздок й у контесті глухого села - цілком башкірські алкаші, які виходять з мечеті з пляшкою горілки в руках.
С другой стороны, под этим всем необходимо заметить изначальное отождествление национального образа с религиозной нормой.
Класичний історичний пунктик. Цікаво в цьому контексті, які лінії розмежування між татарами та башкірами.
С одной стороны, речь идет о каком-то пересмотре и расширении границ национального образа (условно говоря, такое и такое поведение не мешает мне быть представителем народа).
В ситуації войовничо антирелигійної політики за часів радянського союзу (з ситуацією щодо ісламу не знайомий, але маю великі сумніви, що мусульманам "пробачали" намаз в ситуації, коли християн за коляду могли й депортувати кудись у казахські степи) приходилось переглядати образ.

2012-01-05 в 20:29 

Darya
А я уже успела посметь
В ситуації войовничо антирелигійної політики за часів радянського союзу ... приходилось переглядати образ.
Wlasne, ce dla mene bulo b normalno, ochikuwano - ale ja zwertaju uwahu same na te, shcho nacionalnyj obraz dosi doriwniuje konfesijnij identychnosti.

URL
2012-01-05 в 22:31 

Десь так, як у українців-західняків з греко-католицизмом.
Але при цьому виходить, що від частини релігійних традиций прийшлось відмовитись.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

иллюзия и дорога (с)

главная